Рекомендации по использованию
Дневника путешественника
в образовательном процессе
С целью активизации и систематизации туристско-экскурсионной работы с обучающимися направляем для руководства в работе рекомендации по использованию Дневника путешественника (далее – Дневник) в образовательном процессе.
Вместе с тем сообщаем, что в целях выработки общих подходов по использованию Дневника путешественника в образовательном процессе считаем целесообразным структурным подразделениям областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, совместно с заинтересованными:
проводить мониторинг использования Дневника учреждениями образования в образовательном процессе и в течение года анализировать эффективность работы по его внедрению;
продолжить работу по популяризации Дневника и активизации туристско-экскурсионной деятельности с обучающимися в целом (организация туров выходного дня, семейный отдых);
областным учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, государственному учреждению образования «Минский областной институт развития образования», учреждению образования «Минский государственный туристско-экологический центр детей и молодежи» обеспечить эффективную координацию работы учреждений общего среднего образования по внедрению Дневника в образовательный процесс, а также рассмотреть проведение региональных промежуточных семинаров по ведению Дневника;
до 01.01.2021 г. информировать Министерство образования Республики Беларусь о промежуточных результатах работы по внедрению Дневника в образовательный процесс. Информацию направлять на электронный адрес учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения»: e-mail: otdel_eks@mail.ru (отдел организации походов и экскурсий, тел. 8017 237 29 82, 237 25 76).
Также информируем, что в ноябре 2020 года запланировано проведение республиканского семинара, на котором будут рассмотрены промежуточные результаты апробации Дневника и успешные практики применения Дневника в учреждениях образования, а также запланировано проведение в 2020/2021 учебном году цикла вебинаров по внедрению Дневника путешественника в образовательный процесс.
Вебинары будут проводиться по заявкам, поступившим от областей и г. Минскана электронный адрес otdel_eks@mail.ru. О дате, времени проведения мероприятий будет сообщено дополнительнопо мере формирования групп.
Заместитель Министра А.В.Кадлубай
ПРИЛОЖЕНИЕ
к письму Министерства образования Республики Беларусь
РЕКОМЕНДАЦИИ
по использованию
Дневника путешественника
в образовательном процессе
Одним из важных векторов совершенствования системы воспитания детей и молодежи является эффективная организация туристско-экскурсионной работы с обучающимися.
С целью массового вовлечения обучающихся в туристско-экскурсионную деятельность, направленную на получение и систематизацию знаний о достопримечательностях Беларуси, на создание имиджа страны как привлекательного туристско-краеведческого региона, на развитие экскурсионного туризма, Министерством образования Республики Беларусь внедрен в образовательный процесс Дневник путешественника для обучающихся Ι, ΙΙ и ΙΙΙ ступени общего среднего образования.
Дневник путешественника – это своеобразный документ для фиксирования посещений экскурсионных объектов Беларуси, который на протяжении обучения будет помогать обучающимся изучать свою родину.
В основу Дневника заложен разработанный Министерством образования Республики Беларусь перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения каждым обучающимся.
Дневник предназначен для обучающихся 1-4 классов и 5-11 классов учреждений общего среднего образования.
Обучающиеся индивидуально (в сопровождении законных представителей несовершеннолетнего) или в составе экскурсионных групп участвуют в экскурсиях/походах, фиксируют в Дневнике посещенные объекты историко-культурного и природного наследия нашей страны.
В Дневнике, предназначенном для обучающихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, фиксирование осуществляется на протяжении всего периода обучения и по мере участия обучающихся в экскурсиях/походах.
Дневник, предназначенный для обучающихся 1-4 классов, может использоваться на протяжении всего периода начального образования или использоваться на протяжении учебного года, в зависимости от активности участия обучающихся в экскурсиях/походах.
Дневник ведется одним обучающимся, передача заполнения другому лицу запрещается.
Макеты Дневника находятся на сайте Учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» https://rcek.by/в разделе «Туристско-экскурсионная работа».
Содержательное наполнение, эстетический вид Дневника зависит от правильного заполнения граф таблиц, выполнения всех его заданий, ведения заметок и др.
Все записи Дневника должны вестись четко, аккуратно, шариковой ручкой с синим стержнем, текст должен быть разборчивым, без орфографических и пунктуационных ошибок.
Обучающимся 1-4 классов необходимо на титульной странице указать фамилию, имя, класс, год заполнения.
В графах предложенных таблиц следует разместить следующую информацию:
«Дата посещения» – указать дату посещения объекта(ов);
«Маршрут экскурсии/похода» – указать посещенные населенные пункты и в скобках объект, который посетили в данном населенном пункте;
«Количество объектов» – обозначается численное количество посещенных объектов (обращаем внимание, что при посещении комплекса достопримечательностей, указывается один объект, например, Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»);
«Отметка о посещении» – в данной графе при возможностиставится штамп на территории посещаемого объекта, населенного пункта или подпись классного руководителя на основании документального свидетельства, предоставляемого обучающимися.
«Для заметок» – обучающиеся записывают впечатления об экскурсии/походе, интересные факты, наблюдения, несущие дополнительную информацию об экскурсии/походе, маршруте и др. Также «в заметках» указываются ссылки на фотографии.
В конце Дневника обучающийся подсчитывает самостоятельно или при помощи законных представителей несовершеннолетнего, классного руководителя количество маршрутов и объектов, посещенных за год. После подсчета маршрутов и объектов, а также проверки Дневника классный руководитель ставит подпись.
Обучающимся 5-11 классов необходимо на титульной странице указать наименование учреждения образования, приклеить свою фотографию, указать фамилию, имя, класс. Далее – ознакомиться с внутренним содержанием Дневника: информацией об областях и г. Минске, памятниках ЮНЕСКО в Беларуси и др.
В графах предложенных таблиц следует разместить следующую информацию:
«Дата посещения» – указать дату посещения объекта(ов);
«Отметка о посещении» – в данной графе при возможности ставится штамп на территории посещаемого объекта, населенного пункта или подпись классного руководителя на основании документального свидетельства, предоставляемого учащимися.
«Для заметок/Мои впечатления» – обучающиеся записывают впечатления об экскурсии/походе, интересные факты, наблюдения, несущие дополнительную информацию об экскурсии/походе, маршруте, делают пометки и комментарии и др. Также «в заметках» указываются ссылки на фотографии.
По мере посещения объектов в конце Дневника на разворотах «Моя Беларусь», «Моя столица» обучающиеся выполняют задания: отмечают и подписывают посещенные объекты на карте.
Перед тем, как приступить к работе с картой (нанесение посещенных объектов и надписей), необходимо продумать и рассчитать, где написать название, сделать значок объекта. При заполнении карты не запрещается пользоваться цветными карандашами и др.
В макетах Дневника для всех ступеней образования имеются таблицы «Дополнительные маршруты», «Дополнительные экскурсии/походы». Данные таблицы заполняются в случае, если по каким-либо причинам экскурсии/походы не вошли в основные таблицы для заполнения.
Если обучающимся не предоставляется возможность поставить штамп в графу «Отметка о посещении», то на основании подтверждающих документов (входной билет, фотография на фоне достопримечательности и др.) классный руководитель может поставить подпись в графе. Если на экскурсии присутствует весь класс и одному из обучающихся класса поставили данную отметку, классный руководитель имеет право всем остальным обучающимся на основании данной отметки поставить подпись в графе. Отметкой о прохождении маршрута/похода может быть печать учреждения образования.
В ходе посещения объектов обучающиеся делают фотографии на фоне объектов, что является подтверждением посещения экскурсии/похода. Фотографии должны иметь описание: дата, название объекта, местность. В «заметках» обязательно даются ссылки на фотографии.
Рекомендуем учреждениям образования по итогам года выявлять наиболее активных участников экскурсий/походов на основании Дневника путешественника в соответствии с показателями.
Педагогическим коллективам следует включиться в цикл вебинаров по внедрению Дневника путешественника в образовательный процесс, который будет проводиться в 2020/2021 учебном году Учреждением образования «Республиканский центр экологии и краеведения». Проведение данных мероприятий станет площадкой для рассмотрения промежуточных результатов апробации Дневника, обмена опытом успешных практик применения Дневника в учреждениях образования областей и г. Минска, изучения и решения возникших проблем и вопросов по внедрению Дневника в образовательный процесс.
Обращаем внимание, что в целях активизации туристско-экскурсионной работы с обучающимися, поощрения участников экскурсий/походов и на основании Дневника путешественника в рамках республиканской акции «Я гэты край Радзімаю заву» проводится республиканский конкурс «Нататкі юнага вандроўніка» (далее – конкурс).
Рекомендуем активизировать работу по подготовкек вышеуказанному конкурсу. На конкурс предоставляется Дневник и творческая работа по одной из номинаций «Гісторыя адной вандроўкі» (путевая заметка одной из экскурсий/похода) и «Замалёўка вандроўцы» (зарисовка экскурсионного объекта, предмета, персонажа, отражающие события экскурсии/похода). При оценке Дневника учитывается наличие следующих показателей:
- полнота заполнения таблиц (по экскурсиям/походам, которые совершили обучающиеся);
- выполненные задания (для учащихся 5-11 классов, размещенные в конце Дневника);
- отметки о посещении экскурсионных объектов;
- ссылки на фотографии;
- заметки, сделанные во время экскурсий/походов (разворот Дневника «Для заметок/мои впечатления»).
Не запрещается приложить к Дневнику дополнительные материалы, которые имеют существенное значение для оценки работы обучающегося во время экскурсии/похода, если полностью тот или иной вид работы обучающегося только в Дневнике отразить нельзя.
В рамках данного конкурса будут определены победители и призеры в каждой номинации и возрастной категории по сумме баллов оценки Дневника и творческой работы. Победители и призеры конкурса награждаются дипломами Министерства образования Республики Беларусь и сертификатами на экскурсионно-образовательную программу «Минск – столица Беларуси».
С условиями конкурса можно ознакомиться на сайте Учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» https://rcek.by/, раздел «Краеведение».
Учитывая санитарно-эпидемиологическую ситуацию в стране, рекомендуем совершать индивидуальные (семейные) экскурсии/походы или экскурсии/походы в малых группах, соблюдая меры социальногодистанцирования.
При организации экскурсий/походов необходимо уделять особое внимание обеспечению безопасности обучающихся, неукоснительно соблюдая требования Директивы Президента Республики Беларусь от 11 мая 2004 года № 1«О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», выполнение постановления Министерства образования РеспубликиБеларусь от 17 июля 2007 года № 35а «Инструкция об организацииучастия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях, постановления Совета Министров РеспубликиБеларусь от30 июня 2008 года № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров»; постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2014 года № 1087 «О внесении дополнений и изменений в Правила автомобильных перевозок пассажиров» и др.