«Об организации преемственности в работе учреждений дошкольного и общего среднего образования по обеспеченности готовности воспитанников к обучению на 1 ступени общего среднего образования»
В 2021/2022 учебном году образовательный процесс между работой дошкольного и 1 ступени общего среднего образования в ГУО «Дмитровичский учебно-педагогический комплекс детский сад - средняя школа» организован в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, положением об учреждении дошкольного образования, образовательными стандартами, а также учебной программой, регулирующей деятельность учреждения дошкольного образования.
На 2021/2022 учебный год по осуществлению преемственности в работе между учреждениями дошкольного и общего среднего образования запланированы следующие мероприятия:
- выпускной бал «Детский сад, нам тебя не забыть!»;
-консультации для педагогов и родителей, законных представителей «Сформированность познавательных процессов и учебных умений для успешного обучения в школе»;
-совместные экскурсии, спортивные соревнования, праздники учащихся первой ступени общего среднего образования и воспитанников дошкольной группы;
-экскурсии воспитанников дошкольной группы в кабинеты начальных классов, библиотеку, музей учреждения образования;
-взаимопосещение уроков и занятий учителями первой ступени общего среднего образования и воспитателями дошкольной группы;
-тематическая выставка «Скоро в школу».
Повышение уровня готовности к обучению в школе у старших дошкольников может быть обеспечено только путем реализации комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса. Для этого был определен перспективный план на год работы с детьми, включающий два взаимосвязанных направления: работа с детьми и их родителями, законными представителями.
В работе с детьми:
- участие воспитанников дошкольной группы в торжественной линейке посвященной празднику «День знаний»;
Экскурсии детей старшей группы по школе:
- в гости к первоклассникам;
- школьная библиотека-источник знаний;
- компьюторный класс;
-в школьный краеведческий музей ;
Выпускной балл «Детский сад, нам тебя не забыть!»
В работе с родителями, законными представителями:
Консультации для родителей, законных представителей:
-развитие речи детей старшего дошкольного возраста;
-подготовка руки к письму;
-школа- новый этап в жизни вашего ребёнка.
Родительское собрание «Готовимся к школе вместе».
Для работы с детьми старшего дошкольного возраста созданы все необходимые условия для образовательного процесса. Образовательный процесс обеспечен средствами воспитания обучения с учетом возрастных особенностей детей. Имеются учебно-методические комплексы, наглядные пособия.
Занятия по подготовке к школе для старших дошкольников проводятся с использованием игрового занимательного материала и с учётом возрастных возможностей детей. Дети сидят за столами лишь недолгое время, необходимое на выполнение какого-либо конкретного задания, что с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой – не утомляет. Занятия включают в себя динамические переменки, что позволяет переключать активность детей, а также осуществляются на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др.
В работе со старшими дошкольниками используются на занятиях простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность. В связи с этим в группе создан математический уголок, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности. В нём представлены:
- различные дидактические, «Што за чым?», «Знайдзі пару», Вясёлыя буквы”, “Цыфры” сюжетно-ролеве игры и многое другое;
- занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки, пазлы.
Среди дидактических игр, прежде всего, подобраны игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (пазлы, мазаика), по различным свойствам, игры на счет. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, и для этого набор игр достаточно разнообразен и постоянно меняется. Используются игры со счетными палочками, которые помогают развивать не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр развиваются представления ребенка о форме, количестве, цвете. Для развития всех мыслительных операций имеются такие игры, как: отгадай-ка, магазин, отвечай поскорей, сложи фигуры, что лишнее и почему? и многое другое.
Важной работой по преемственности является тесное сотрудничество с семьёй. Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного выпускного года: оформляются информационные стенды, папки-передвижки «Скоро в школу», «Советы будущим первоклассникам» для благоприятного климата взаимодействия с родителями, где в течение года размещаем нужную и полезную информацию для родителей, законных представителей.
Неотъемлемой работой преемственности является плодотворное сотрудничество воспитателей, учителей, детей и родителей. Проводятся родительские собрания с участием учителя начальных классов, где рассматриваются проблемы подготовки ребёнка к школе. Учителя школы знакомиться с формами и методами работы, которые используются в детском саду, узнают основные требования программы, по которой работает детский сад. А воспитатели детского сада знакомиться с программами для детей 1 класса, знакомятся с основными направлениями работы учителей начальных классов.
Две ступени образования работают не изолировано, а в тесной взаимосвязи, что позволяет школе организовать образовательный процесс с опорой на развитие, которое дети получают в дошкольном учреждении, а педагоги дошкольного учреждения работают с ориентацией на следующую образовательную работу в школе.
Организация преемственности дошкольного и общего среднего образования
Как правило, когда говорят о преемственности дошкольного и общего среднего образования, на первый план выходит проблема готовности детей к обучению в школе.
Основная цель дошкольного образования – разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Однако можно замечать, когда часто эта цель заменяется достаточно узко понимаемыми задачами подготовки – научить читать, писать и считать.
Цель начального образования – формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие обучающегося.
Преемственность предусматривает, с одной стороны, сопровождение детей в школу с уровнем общего развития и воспитанности, отвечающим требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на представления, умения и навыки, которые уже приобретены детьми дошкольного возраста, их дальнейшее использование для разностороннего развития.
Преемственность должна обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду. При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделит приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.
Задачи дошкольного звена можно сформулировать следующим образом:
- приобщать детей к здоровому образу жизни;
- обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создавать условия для разнообразной деятельности;
- развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению, компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе;
- включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формировать знания об окружающем мире;
- стимулировать познавательную и игровую активность детей в разных видах деятельности.
Задачи начального школьного звена:
- формировать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регулирование своего поведения в соответствии с ним;
- развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
- формировать желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;
- развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Содержательные компоненты преемственности:
Эмоциональный – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности, как воспитанника, так и ученика в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.
Деятельностный – обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.
Содержательный – правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-нравственное и личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Эстетическое развитие», установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.
Коммуникативный – учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.
Педагогический – постановка в центр образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и общество, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.
Направления реализации преемственности:
- Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами
- Работа с детьми
- Работа с родителями
Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами может включать:
- установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов;
- взаимное ознакомление учителей и воспитателей дошкольного образования с задачами образовательной работы учреждения дошкольного образования и начальной школы;
- совместные педагогические советы по вопросам преемственности;
- совместные заседания методических объединений по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей учреждения дошкольного образования по подготовке детей к обучению в школе;
- семинары-практикумы;
- взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с последующем обсуждением).
- изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
Работа с детьми может включать:
- организацию адаптационных занятий с детьми старшей группы в рамках школы будущего первоклассника;
- организация экскурсий по школе;
- комплексные занятия по мотивационной готовности к обучению в школе;
- проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольного возраста, направленные на изучение познавательных и мотивационно-волевых качеств личности;
- совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Система взаимодействия педагога и родителей может включать:
- совместное проведение родительских собраний;
- проведение дней открытых дверей в школе «Давайте познакомимся»;
посещение уроков и адаптационных занятий родителями;
- открытые занятия;
- консультации воспитателей, учителей начальных классов;
- привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Эффективны в работе с родителями различные формы работы: консультации на темы «Как подготовить ребенка к школе», «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников» и др., лектории в рамках школы будущего первоклассника, родительские собрания «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи», «Компоненты психологической готовности к обучению в школе», «Распорядок дня первоклассника» и др.
В заключение хочется привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «…школа не должна вносить резкого перелома в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».
Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго, 10-15 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут