Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Профориентация. Общая информация

Дата: 7 апреля 2019 в 15:49, Обновлено 2 июня 2021 в 21:07


  


Виды карьеры.

Многообразие подходов к пониманию слова «карьера» определяется также многообразием ее видов.

1.  «Вертикальная», иерархическая карьера – карьера управленца.

Наиболее привлекательный вид карьеры, поскольку заметен для многих и позволяет получить достаточные материальные и моральные «блага». Зачастую именно по должности окружающие судят о карьере специалиста. Примером может послужить следующая цепь: лаборант – ассистент – преподаватель – старший преподаватель – доцент – профессор – академик.

2.  Но не все люди хотят быть «боссами» или начальниками, кого-то удовлетворяют должности «менеджера», «водителя» и т.д. Для многих на первый план выходит профессиональное совершенствование в постижении новых профессиональных знаний, умений без видимого изменения должностей. Такой вид карьеры называется «Горизонтальная карьера» — это освоение новых видов работы без изменения своего статуса.

3. Нормальная карьера — постепенное продвижение человека к вершинам должностной иерархии в соответствии с постоянно развивающимся его профессиональным опытом (считается, что должность обычно осваивается в среднем за 3-5 лет).

4. Скоростная карьера — стремительное, но последовательное долж­ностное перемещение по вертикали организационной структуры; должность осваивается за 1-3 года (особо одаренные, талантливые люди).

5.  Десантная карьера — спонтанное замещение ру­ководящих должностей.

6.  Множественная карьера обычно связана с теми ситуациями, когда сотрудник меняет место работы, то есть работает в различных организациях. Может случиться так, что в организа­ции А карьера сотрудника была неуспешной, в то время как в орга­низации Б — успешной (стабильной).

7. Идеальная карьера — развитие по восходящей линии (прогрессивный тип) без особых спадов и подъемов.

8. Регрессивная карьера – имеющая выраженные «затухающие» части, которые могут быть связаны, например, у женщин с рождением ребенка или, например, с болезнью и.д.

Личностный профессиональный план.

1.Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).

2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).

4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).

5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).

6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

Характеристика профессионального плана.

·  определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);

·  полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.);

·  устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);

·  реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);

·  логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);

·  моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);

·  согласованность плана с потребностями рынка труда.

Этапы формирования профессионального плана.

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

·  определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ»; составить формулу интересующей профессии;

·  выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;

·  сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;

·  ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;

·  соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;

·  узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;

·  ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;

·  проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.
 

Информация для учащихся, родителей, педагогов по профориентации

http://www.edu.gov.by/
МО РБ в рубрике «Поступающим» предлагает информацию о правилах приема, курсах для поступающих, программы вступительных испытаний,

www.mintrud.gov.by
Минтруда и социальной защиты РБ в рубрике «Рынок труда. Занятость населения» предлагает общереспубликанский банк вакансий актуальные вакансии и резюме

http://www.ripo.unibel.by/
Республиканский институт профессионального образования дает информацию об учреждениях среднего специального образования.

http://www.rcpom.edu.by/
Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи в рубрике «Выбираем профессию» предлагает правила выбора профессии, мини-профессиограммы, медицинские показания и противопоказания.

http://rikc.by/
Республиканский институт контроля знаний дает полную информацию по проведению централизованного тестирования

http://www.nihe.bsu.by/index.php/ru/
Республиканский институт высшей школы предлагает общегосударственный классификатор республики Беларусь "Специальности и квалификации" ОКРБ 011-2009 (актуальная информация)


Интернет-ресурсы по профориентации для учащихся

http://rabochie-raznyh-spetsialinostej.freeads.by/
Информационный блок по рабочим разных специальностей. (вакансии, з/пл)

http://www.careerjet.by/
Мировая система поиска работы

http://www.kudapostupat.by/
Информация о средних специальных учебных заведениях в РБ

http://www.ripo.unibel.by/
Информация по профессионально-техническому образованию в РБ

http://www.abiturient.by/
Каталог ВУЗов, информация о вступительной кампании


Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.