Концепция по реализации областного проекта
«Мой профессиональный старт»
Реализация областного проекта «Мой профессиональный старт» направлена на создание региональной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
Цель проекта
Целью проекта является повышение эффективности профориентационной работы в учреждениях образования с широким применением информационных технологий и Интернет-ресурсов.
Задачи проекта
реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение непрерывности профориентационной работы в учреждениях образования с обучающимися;
формирование у учащихся профессионально-ценностных ориентиров, мотивационной основы и профессиональной направленности на получение профессионального образования;
внедрение эффективных технологий и инновационных форм с активным использованием информационных технологий;
расширение профессиональных и социальных контактов через привлечение предприятий-партнеров, иных заинтересованных.
Сроки реализации проекта
Областной проект «Мой профессиональный старт» реализуется в области с 2021 года по декабрь 2022 года.
Содержание проекта
Проект предполагает проведение серии мероприятий «Дорожная карта» по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся;
сопровождение профессионального самоопределения через учебную деятельность и формирование банка профориентационных занятий для обучающихся;
проведение профессиональных проб для учащихся и интеграция результатов в образовательный процесс;
организация мониторинга качества профориентационной работы;
работа с педагогическими кадрами.
Участники проекта
Обучающиеся учреждений дошкольного, общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи, профессионально-технического и среднего специального образования области, педагоги, родительская общественность.
Реализация проекта
- Создание банка методических материалов по профориентационной работе с учащимися.
Срок проведения – декабрь 2021 года
- Реализация мероприятий для педагогов и обучающихся в рамках сформированной «Дорожной карты».
Срок проведения – в течение 2021-2022 года.
- Разработка и апробация системы профориентационных игр для учащихся 1-11 классов.
Срок проведения – в течение 2021-2022 года.
- Разработка программ, направленных на профессиональное самоопределение обучающихся.
Срок проведения – в течение 2021-2022 года.
- Обобщение передового опыта профориентационной работы в учреждениях образования, районных ресурсных центров по профориентации.
Срок проведения – февраль 2022 года.
- Организация работы психолого-педагогической мастерской для классных руководителей по вопросам профпросвещения, профдиагностики и профконсультации учащихся.
Срок проведения – постоянно.
Ожидаемые результаты проекта
Проект расширит существующие формы и методы профориентационной работы с обучающимися, позволит организовывать профориентационную работу, максимально используя Интернет-ресурсы, что существенно повысит мотивацию учащихся к самостоятельному профессиональному самоопределению и информированность учащихся о современном мире профессий и рынке труда.
ДОРОЖНАЯ КАРТА»
по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся
в рамках реализации областного проекта
«Мой профессиональный старт»
«Дорожная карта» предназначена для организации системной, комплексной профориентационной работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся в рамках областного проекта «Мой профессиональный старт».
Цель «Дорожной карты»:
создание условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии
с личностными и возрастными особенностями, региональными потребностями в кадрах
Задачи:
познакомить учащихся с основами трудоустройства и трудового права Республики Беларусь;
оказать помощь в проектировании жизненных и профессиональных планов учащихся в соответствии
с их возрастом, интересами, склонностями и способностями;
оказать психолого-педагогическую поддержку учащихся на этапе выбора сферы будущей профессиональной деятельности с учетом медицинских требований;
обеспечить внедрение новых подходов к содержанию и формам организации профориентационной работы.
Структура «Дорожной карты»
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки выполнения |
Ответственные |
Дошкольная разновозрастная группа «Звоночки» |
|||
1 |
Проведение с воспитанниками сюжетно-ролевых игр: «Спасатели», «Скорая помощь», «Магазин», «Аптека», «Школа», «Банк», «Больница» и другие |
Постоянно |
Воспитатели дошкольной группы |
2 |
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм. |
По мере необходимости |
Воспитатели дошкольной группы |
3 |
Проведение бесед о важности и значимости различных профессий |
Постоянно, во время нерегламентированной деятельности |
Воспитатели дошкольной группы |
4 |
Экскурсия в больницу |
Сентябрь 2021 Сентябрь 2022 |
Воспитатели дошкольной группы |
5 |
Экскурсия в аптеку |
Ноябрь 2021 Ноябрь 2022 |
Воспитатели дошкольной группы |
6 |
Экскурсия в Дмитровичскую библиотеку |
Март 2021 Март 2022 |
Воспитатели дошкольной группы |
7 |
Экскурсия в Дмитровичское лесничество |
Май 2021 Май 2022 |
Воспитатели дошкольной группы |
8 |
Конкурс рисунков: «Все профессии важны, все профессии нужны» |
Декабрь 2021 Декабрь 2022 |
Воспитатели дошкольной группы |
9 |
Проведение викторины «Что я знаю о профессиях» |
Апрель 2021 Апрель 2022 |
Воспитатели дошкольной группы |
10 |
Проведение дидактических игр «Что я знаю о профессиях», «Угадай профессию» |
Постоянно, во время нерегламентированной деятельности |
Воспитатели дошкольной группы |
11 |
Разгадывание загадок о профессиях |
Постоянно, во время нерегламентированной деятельности |
Воспитатели дошкольной группы |
Показатели эффективности профориентационной работы на данном этапе:
|
|||
I ступень обучения (1-4 классы) |
|||
1 |
Встречи с инициативной группой родителей «Активные родители», состоящей из представителей различных профессий |
Ежемесячно |
Учителя начальных классов, педагог-организатор |
2 |
Занятия в объединениях по интересам, студиях, секциях |
Постоянно |
Учителя начальных классов, заместитель директора по основной деятельности |
3 |
Просмотр и обсуждение мультфильмов о профессиях (компания «Парамульт») |
Ежемесячно |
Учителя начальных классов |
4 |
Конкурс рисунков «Радуга профессий» |
Апрель 2021 Апрель 2022 |
Учителя начальных классов, педагог-организатор |
5 |
Беседы с родителями о формировании у детей представлений о мире профессий |
Во время проведения классных родительских собраний |
Учителя начальных классов |
6 |
Трудовая акция «Чистый двор» |
Апрель, май, сентябрь, октябрь 2021 Апрель, май, сентябрь, октябрь 2022 |
Учителя начальных классов, педагог-организатор |
7 |
Экскурсии на предприятия и организации |
В течение года |
Учителя начальных классов, педагог-организатор |
8 |
Проведение профориентационных классных часов |
В течение года |
Учителя начальных классов |
9 |
Игра-путешествие «Дорога в страну профессий» |
Апрель 2021 Апрель 2022 |
Учителя начальных классов |
10 |
Проведение дидактической игры «Что я знаю о профессиях?» |
Ежемесячно |
Воспитатели группы продленного дня |
Показатели эффективности профориентационной работы на данном этапе:
|
|||
II ступень обучения (5-7 классы) |
|||
1 |
Анкетирование: «Кем я хочу быть?» |
Сентябрь, апрель 2021 Сентябрь, апрель 2022 |
Классные руководители |
2 |
Проведение профориентационных игр: «Угадай профессию», «Заглянем в будущее», «Защита профессий»; |
В течение года |
Классные руководители |
3 |
Трудовая акция «Чистый двор» |
Апрель, май, сентябрь, октябрь 2021 Апрель, май, сентябрь, октябрь 2022 |
Классные руководители, педагог-организатор |
4 |
Экскурсии на предприятия и организации |
В течение года |
Классные руководители, педагог-организатор |
5 |
Проведение профориентационных классных часов |
В течение года |
Классные руководители |
6 |
Занятия в объединениях по интересам, студиях, секциях |
Постоянно |
Классные руководители, заместитель директора по основной деятельности |
7 |
Просмотр и обсуждение мультфильмов о профессиях |
Ежемесячно |
Классные руководители, педагог-организатор |
8 |
Проведение родительских мастер-классов по профессиям |
Октябрь, декабрь, февраль, апрель 2021 Октябрь, декабрь, февраль, апрель 2022 |
Классные руководители, педагог-организатор |
9 |
Конкурс рисунков «Замечательная профессия» |
Апрель 2021 Апрель 2022 |
Классные руководители, педагог-организатор |
10 |
Конкурс сочинений «Моя будущая профессия» |
Октябрь 2021 Октябрь 2022 |
Классные руководители, педагог-организатор |
11 |
Проведение фестиваля профессий «Все работы хороши – выбирай на вкус!» |
Октябрь 2021 Октябрь 2022 |
Классные руководители, педагог-организатор |
12 |
Проведение ярмарки «Город мастеров» |
Ноябрь 2021 Ноябрь 2022 |
Классные руководители, педагог-организатор |
Показатели эффективности профориентационной работы на данном этапе:
|
|||
II ступень обучения (8-9 классы) |
|||
1 |
Проведение диагностики определения профессиональной направленности, интересов, склонностей учащихся |
Октябрь 2021 Октябрь 2022 |
Педагог-психолог |
2 |
Конкурс сочинений «Профессии моей семьи» |
Ноябрь 2021 Ноябрь 2022 |
Классные руководители, педагог-организатор |
3 |
Составление семейного генеалогического древа профессий |
Декабрь 2021 Декабрь 2022 |
Классные руководители, педагог-организатор |
4 |
Презентация профессий «Моя будущая профессия» |
Январь 2021 Январь 2022 |
Классные руководители |
5 |
Проведение КВН «Все профессии важны, все профессии нужны» |
Февраль 2021 Февраль 2022 |
Классные руководители, педагог-организатор |
6 |
Использование профориентационного потенциала различных учебных предметов (установление и реализация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой) |
Постоянно |
Учителя-предметники |
7 |
Экскурсии на предприятия и организации |
В течение года |
Классные руководители, педагог-организатор |
8 |
Проведение профориентационных классных часов |
В течение года |
Классные руководители |
9 |
Организация и проведение факультативного занятия «Мое профессиональное будущее» |
В течение года |
Учитель истории и обществоведения Кохановский А.А., заместитель директора по основной деятельности |
9 |
Информационно-просветительская работа с родителями, включая родительские собрания |
Постоянно |
Классные руководители |
10 |
Знакомство с электронным каталогом профессий и специальностей, электронными справочниками «Куда поступать?», «Абитуриент» |
В течение года |
Классные руководители |
11 |
Проведение тренингов, профориентационных игр и упражнений |
В течение года |
Педагог-психолог |
12 |
Организация и проведение Дня самоуправления |
Октябрь 2021 Октябрь 2022 |
Учителя-предметники, педагог-организатор, заместитель директора по основной деятельности |
13 |
Проведение Недели профориентации |
Апрель 2021 Апрель 2022 |
Классные руководители, педагог-организатор, заместитель директора по основной деятельности |
14 |
Встречи с представителями различных учебных заведений |
В течение года |
Заместитель директора по основной деятельности |
Показатели эффективности профориентационной работы на данном этапе:
|
|||
III ступень обучения (10-11 классы) |
|||
1 |
Онлайн-анкетирование «Изучение профессиональных намерений учащихся выпускных классов» |
2 раза в год |
Классные руководители |
2 |
Проведение Недели профориентации |
Апрель 2021 Апрель 2022 |
Классные руководители, педагог-организатор, заместитель директора по основной деятельности |
3 |
Проведение родительских собраний «Мир профессий, или какую дверь открыть?» «Думаем вместе: рейтинг самых востребованных профессий». |
В течение года |
Классные руководители |
4 |
Встречи с представителями различных учебных заведений |
В течение года |
Заместитель директора по основной деятельности |
5 |
Проведение тренингов, профориентационных игр и упражнений |
В течение года |
Педагог-психолог |
6 |
Организация и проведение Дня самоуправления |
Октябрь 2021 Октябрь 2022 |
Учителя-предметники, педагог-организатор, заместитель директора по основной деятельности |
7 |
Презентация профессий «Моя будущая профессия» |
Январь 2021 Январь 2022 |
Классные руководители |
8 |
Проведение КВН «Все профессии важны, все профессии нужны» |
Февраль 2021 Февраль 2022 |
Классные руководители, педагог-организатор |
9 |
Использование профориентационного потенциала различных учебных предметов (установление и реализация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой) |
Постоянно |
Учителя-предметники |
10 |
Экскурсии на предприятия и организации |
В течение года |
Классные руководители, педагог-организатор |
11 |
Проведение профдиагностики «Оценка профессиональной направленности личности учащегося» |
Октябрь, март 2021 Октябрь, март 2022 |
Педагог-психолог |
12 |
Организация и проведение открытых диалогов, дискуссий с представителями различных профессий |
В течение года |
Классные руководители, педагог-организатор |
13 |
Организация работы учащихся с информационно-справочной, учебной и развивающей литературой, а также с сетевыми ресурсами (интернет-порталами, поисковыми системами) |
В течение года |
Классные руководители |
14 |
Участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических и теоретических конференциях |
В течение года |
Учителя-предметники |
15 |
Проведение профориентационных классных часов |
В течение года |
Классные руководители |
16 |
Посещение Дней отрытых дверей различных учреждений образования |
В течение года |
Классные руководители |
Показатели эффективности профориентационной работы на данном этапе:
|