Типы проблемных семей
Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими.
Задачи классного руководителя:
• Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.
• Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.
• Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
• Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем
• Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
• Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
• Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
• Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.
• Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
• Пробудить интерес к самообразованию.
• Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.
• Изменить жизненную ориентацию родителей.
• Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
• При встречах с родителями дома и в учреждении образования использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы.
• Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.
• Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права натсамостоятельность и уважение.
• Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании.