Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Проект "Школа - территория здоровья "

Дата: 14 февраля 2019 в 17:03, Обновлено 10 ноября 2020 в 18:48

  ПРОЕКТ «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

  1. Информационный паспорт проекта

Наименование проекта

«ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

Место реализации проекта

Государственное учреждение образования

«Дмитровичский учебно-педагогический комплекс  детский сад – средняя школа»

Главная идея проекта

Организация совместной деятельности педагогов и обучающихся, родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся и создание в учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры здорового образа жизни

Сроки реализации проекта

2019-2022 гг.

Участники проекта

Заместитель директора по основной деятельности, классные руководители, педагоги учреждения, обучающиеся, родительская общественность, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения, социальные партнеры

Принципы

Культурологический подход: приобщение обучающихся к культуре гигиены.

Деятельный подход: игровой, творческий.

Дифференциация: учет специфических позиций детей, учет их физического развития.

Комплексный подход: использование профилактических и оздоровительных технологий.

Информационное обеспечение проекта

Школьная стенгазета, сайт учреждения  и информационный стенд.

2. Обоснование и актуальность проекта

Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения  в социальной жизни привели к принципиальным изменениям системы образования в Республике Беларусь. Ставка делается на сохранение и укрепление здоровья нации, в частности школьников. Статистика показывает, что подавляющее большинство детей знакомы с болезнями, причем иногда довольно близко. У детей впечатлительных и физически ослабленных формируется комплекс неудачника. К таким последствиям приводит психогенные факторы, т.е. условия, которые вызывают нервно – психические заболевания, травмируют душу. К сожалению, не редко эти психогенные факторы процветают в семье. Здоровье ребенка на прямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Так же большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных знаний молодые люди совершает множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми. Чем раньше у подростка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. В связи с этим для реализации информационного проекта «Школа - территория здоровья» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» необходимо создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и в домашних условиях). Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.

Цель проекта: создание модели здоровьесберегающей образовательной среды учреждения путем интеграции педагогических, информационных, интеллектуальных и материально-технических ресурсов.

Задачи:

– формировать у обучающихся систему знаний на игровых, учебных и факультативных занятиях и во внеурочное  время о сбережении здоровья, мотивацию на сохранение здоровья;

– создать систему содержательного, информационного, материально-технического обеспечения агитационной и пропагандистской ра­боты по приобщению подрастающего поколения, педагогов,  законных представителей обучающихся  к здоровому образу жизни;

– создать в учреждении   оптимальный двигательный режим для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;

– педагогами  учреждения применять технологии, сберегающие здоровье,  в образовательном процессе.

3. Анализ деятельности учреждения по укреплению и сохранению здоровья учащихся

В здании Государственного учреждения образования «Дмитровичский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда, строго соблюдается санитарно-гигиенический режим.

В 2018/2019 учебном году в учреждении насчитывается 82 обучающихся,  при проектной мощности здания учреждения – 235 мест. На общей площади 1947 м² находятся: 11 учебных кабинетов, 2 кабинета группы дошкольного образования,  1 компью­терный класс,  1 столярно-слесарная мастерская, 1 кабинет обслужи­вающего труда, библиотека, книгохранилище, 2 помещения для размещения управленческого и преподавательского соста­ва, спортивный зал.

Уроки физической культуры и здоровья в холодное время года проводятся в спортивном зале, а в теплое время – на уличном спортивном плоскостном сооружении.

Имеется уголок педагога психолога с необходимым оборудованием.

Работает столовая на 52 места, позволяющая организовывать горячие обеды в учебное время. Учащиеся принимают пищу согласно утвержденному графику:

Завтрак:

– дошкольная группа – 08.40;

– школа – 09.45.

Обед:

– дошкольная группа – 12.30;

– школа – 12.45;

– школа – 13.45;

Полдник:

  • дошкольная группа –– 15.20.

Двухразовое питание (завтрак, обед) получают 40 обучающихся 1 – 8 классов группы продолженного дня, одноразовое (обед) – 20 обучающихся 5 – 10 классов. В период с сентября по июнь месяц пища витаминизируется витамином «С».

В учреждении используется естественное левостороннее и искусственное люминесцентное освещение. Естественное освещение и его надлежащий уровень важны тем, что свет обладает высоким биологическим действием, способствует росту и развитию организма, обеспечивает нормальную работу зрительного анализатора. Для искусственного освещения используются люминесцентные лампы.

Для учреждения характерно озеленение учебных кабинетов, классных комнат.

При исследовании социального статуса семей учащихся было выявлено, что число многодетных семей составляет – 13 (43 детей), неполных семей – 10 (в них 22 детей),  малообеспеченных – 2 семьи (8 детей). Семей, находящихся в социально опасном положении – 4 (9 детей), семей, воспитывающих детей-инвалидов – 1 (1 ребёнок).

Учебные занятия в I–X классах  организованы в одну смену. Продолжительность учебных занятий – 45 минут, в I классе  – 35 минут.

Ежегодно для  обучающихся организовывается   оздоровление в школьном оздоровительном лагере при учреждении:  для 15  учащихся в период осенних, зимних, весенних  каникул, для 20  учащихся в летний период.

Значительное место в образовательном процессе занимает  пропаганда здорового образа жизни. В учреждении проводятся кинолектории, конкурсы рисунков, плакатов, игровые программы, встречи с представителями здравоохранения, тематические классные и информационные часы. В библиотеке учреждения организовываются выставки литературы по проблемам профилактики алкогольной, никотиновой, наркотической зависимости.

Особое внимание уделяется укреплению здоровья детей и формированию навыков здорового образа жизни  через проведение спортивно-массовой работы: дни здоровья, спортивные праздники и акции, соревнования. Учитель физической культуры и здоровья обеспечивает участие в районной спартакиаде школьников Березинского  района.

Проводятся мероприятия по предупреждению риска суицидального поведения детей и подростков:  тематические классные часы, выставка-конкурс рисунков «Быть здоровым - здорово!», тренинги, психо-социальное анкетирование.

Однако в результате анализа общешкольной карты здоровья выделены ведущие формы патологий. К ним относятся заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, органов зрения, центральной нервной системы. Наличие патологий является одной из причин сниженной работоспособности и повышенной утомляемости учащихся.

Статистика нарушения здоровья обучающихся

п/п

Содержание

(показатели)

2018/2019

учебный год

2019/2020

учебный год

20.12.

2018

10.05.

2019

   1

  Практически здоровы

4

   2

  Имели отклонение в здоровье:

  - органов зрения

8

  - сердечно-сосудистых заболеваний

12

  - опорно-двигательного аппарата

6

  - органов дыхания

20

  -органов пищеварения

-

  - нервно-психических заболеваний

6

  - другие

32

   3

  Количество часто болеющих детей

3

  Данные по группам здоровья

  - основная

44

  - подготовительная

10

  - ЛФК

2

  - СМГ

1

  -освобождены от занятий по физической культуре

   4

  Вредные привычки школьников:

  - курение

1

  - употребление алкоголя

-

   7

  Травматизм в образовательном процессе

-

   8

  Охват учащихся школьным питанием

100%

   9

  Распределение по группам здоровья:

  - I группа

4

  - II группа

51

  - III группа

1

  - IV группа

1

4. Функциональные ресурсы  различных категорий работников учреждения

  1. Функции  медицинской службы:

– проведение диспансеризации обучающихся;

– медосмотр обучающихся,  определение уровня физического здоровья;

– выявление учащихся специальной медицинской  группы.

   2. Функции руководства учреждения образования:

– общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

– общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся в учреждении;

– организация преподавания вопросов сбережения здоровья человека на учебных и факультативных занятиях;

– организация и контроль учебных, факультативных занятий, спортивных секций по физической культуре и здоровью;

– обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул;

– разработка системы внеклассных мероприятий в шестой школьный день по укреплению физического здоровья обучающихся  и ее контроль;

– организация работы классных руководителей по программе сбережения здоровья  и ее контроль;

– организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей.

3. Функции классного руководителя, воспитателя группы дошкольного образования:

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в учреждении;

– организация и проведение в детском коллективе мероприятий по профилактике:

–  частых заболеваний учащихся;

–  детского травматизма на дорогах;

–  наркомании,  токсикомании, табакокурения;

– организация и проведение профилактической работы с родителями;

– организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГАИ, КДН, медработниками, наркологами;

– организация и проведение:

  • внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
  • исследования уровня физического и психофизического здоровья обучающихся;
  • диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Первый этап: Подготовительный (март 2019 года – декабрь 2019 года):

– Оценка и анализ состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учреждении.

– Подготовка программно-методического обеспечения.

– Психолого-педагогическая подготовка кадрового состава.

– Ознакомление родителей и учащихся с проектом «Школа – территория здоровья»

– Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями города для реализации проекта  «Школа – территория здоровья»

Второй этап: Практический (2020 год). Реализация проекта  «Школа – территория здоровья».

– проведение заседаний совета учреждения;

– посещение и взаимопосещение учебных и факультативных занятий,

– создание методической копилки опыта;

– мониторинг состояния здоровья обучающихся и морально-психологического климата в учреждении;

– сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению;

– контроль за организацией образовательного  процесса, распределением учебной нагрузки, – объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.

– Коррекция проекта «Школа – территория здоровья» по итогам реализации.

Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (2020–2021).

– Анкетирование родителей, обучающихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации проекта.

– Сравнение медицинских показателей состояния здоровья обучающихся до и после реализации проекта «Школа – территория здоровья»

– Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у обучающихся учреждения на здоровый образ жизни.

– Обсуждение итогов реализации проекта  «Школа – территория здоровья» в коллективе педагогов, родителей, обучающихся.

– Публикации, распространение опыта.

6. Модель личности обучающегося

По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам учреждения  необхо­димо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

Для этого нами создана прогнозируемая модель личности обучающегося:

Модель выпускника

первой ступени общего среднего образования

Модель выпускника

второй ступени общего среднего образования

Модель выпускника

третьей ступени общего среднего образования

знание основ личной

гигиены, выполнение  правил гигиены;

владение основами

личной гигиены и

здорового образа

знание основ строения и функционирования организма человека;

знание изменений в организме человека в пубертатный период;

умение оценивать свое физическое и   психическое состояние;

знание влияния алкоголя, курения,   наркомании на здоровье человека;

поддержание физической формы;

телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости;

гигиена умственного

стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной

пригодности  через физическое совершенствование и

заботу о своем здоровье;

убеждение в пагубности

для здоровья и   дальнейшей жизни вредных привычек;

знание различных оздоровительных систем;

умение поддерживать здоровый образ жизни,  индивидуальный для каждого человека;

способность вырабатывать индивидуальный  образ жизни;

гигиена умственного труда.

7. Предполагаемый результат

– Снижение показателей заболеваемости детей.

– Стабилизация состояния здоровья учащихся по основным показателям.

– Повышение качества и уровня обучения школьников.

– Повышение уровня воспитанности детей и подростков.

– Полученные в школе знания о здоровом образе жизни позволяют ребятам понять, как и почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ.

– Учащиеся смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ.

– Учащиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.

БАЗОВЫМИ КОМПОНЕНТАМИ НА ВСЕХ СТУПЕНЯХ ЯВЛЯЮТСЯ:

– формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

– формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

– формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;

– формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА

Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности.  Общее руководство осуществляет совет учреждения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

Медицинское направление предполагает:

– создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:

– составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;

– проведение физкультминуток;

– гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом расписания, режима дня;

– четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния учреждения;

– планомерная организация питания учащихся;

– проведение обязательного медицинского обследования.

Просветительское  направление предполагает:

– организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

– организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

– пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры и здоровья).

Психолого-педагогическое направление предполагает:

– использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности;

– предупреждение проблем развития ребенка;

– обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

– развитие познавательной и учебной мотивации;

– формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

– совершенствование психолого - медико - педагогической деятельности;

– организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

– организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;

– привлечение системы занятий по интересам, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;

– широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров учреждения к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

Диагностическое  направление предполагает:

– проведение  мониторинга за состоянием здоровья обучающихся;

 режим дня, бытовые условия;

– внешкольная занятость дополнительными занятиями.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

– здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;

– здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.

8. Реализация основных направлений программы:

– Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.

– Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.

– Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.

– Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.

– Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.

–  Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.

– Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.

– Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.

– Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в учреждении и вне его.

–  Обучение детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.

– Создание комфортной атмосферы в учреждении и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.

– Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.

9.ФОРМЫ РАБОТЫ:

1.Учет состояния детей:

– анализ медицинских карт;

– определение группы здоровья;

– учет посещаемости занятий;

– контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

организация работы спортивных секций, занятий по интересам, клубов, проведение дополнительных занятий физической культурой;

– динамические паузы;

– индивидуальные занятия;

– организация спортивных перемен;

– дни здоровья;

– физкульминутка для учащихся;

– организация летних оздоровительный лагерей с дневным  пребыванием.

3.Урочная и внеурочная работа:

– открытые уроки учителей физической культуры и здоровья, ОБЖ;

– открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности, спортивные секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.